четверг, 10 декабря 2015 г.

Старость

Что же нам осталось?
Молодость да стаpость.


Федор Чистяков

Как кончают жизнь птицы?
Иногда падают камнем с большой высоты.
Или летают туда, сюда, пока не умрут:
Их жизнь загадочна.
Год в год, год в год, все не кончится старость...


Олег Нестеров



В последнее время кино редко радует столь качественными и приятными проектами, как фильм Молодость итальянского режиссера Паоло Соррентино.
Каюсь, его предыдущие работы я как-то пропустил, теперь буду обязательно наверстывать.
В чем мастерство Соррентино ? Он умеет говорить о сложных и достаточно неприятных жизненных вещах не только очень простым и понятным, но еще и красивым кино-языком, без каких-либо нравоучений и признаков пафоса. При этом он еще и мастер построения кадра, пожалуй, уровня Уэса Андерсона (это очень серьезный комплимент с моей стороны) - в результате картина получилась доброй, очень интересной и даже несколько изысканной.
Не нужно однако думать, что фильм Соррентино похож на работы Андерсона - нет, совсем не похож. Во-первых, Соррентино в отличие от Андерсона явно не любитель рассказывать интересные динамичные истории: фильм "Молодость" - это скорее кусок жизни (вернее - старости) главных персонажей, а не какая-либо история. Во-вторых, все герои Андерсона всегда абстрактны, выдуманы; у Соррентино же они - вполне узнаваемые реальные персонажи, либо их собирательные образы.
Так, например, в фильме есть явный Диего Марадона (которого играет Роли Серрано), горячий привет Ларсу фон Триеру в лице Мика Бойла (Харви Кейтель) и Эдварду Нортону в лице Джимми Три (Пол Дано). Могу ошибаться, но кажется Бренда Морель (Джейн Фонда) - это намек на Эмили Уотсон, ну а Палома Фэйт просто в роли самой себя.
Игра всех без исключения актеров великолепна, но особенно порадовали девушки. Не то чтобы дяденьки играли плохо - вовсе нет, просто в фильме задействованы актеры мужеска пола такого уровня, от которых ничего кроме блестящей игры и ждать нельзя. А вот дамы, как на мой взгляд, прыгнули выше головы: здесь совершенно восхитительна Рэйчел Вайс (не ожидал, да), совершенно мне неизвестная Луна Зимич Мийович прекрасна в роли массажистки, ну а оба минутных появления Мадалины Генеи в роли мисс Вселенной так и просто заслуживают бурных аплодисментов. Чуть-чуть бледнее, но также очень хорошо выступила Палома Фэйт; ну а крупный калибр Джейн Фонда здесь в достаточно эпизодической и проходной роли, так что сложно составить о ней твердое впечатление.
В виде "нагрузки" зритель получает также очень неплохой саундтрек.
Нужно ли смотреть это кино ? А разве я еще не ответил на этот вопрос ?

PS В силу моей явной необразованности в области современной "классической" музыки, я не смог "расшифровать" персонажа, которого играет главный герой Майкл Кейн. Дружба со Стравинским, названия и стиль музыкальных произведений, общий типаж персонажа - все это явные намёки, но мне они, увы, ничего не говорят. Если кто подскажет - буду благодарен.