воскресенье, 24 февраля 2013 г.

Цветы на асфальте

Часто слышится вопрос: но почему именно дети ? Почему закон об усыновлении, почему Кургинян защиты детей, почему ювенальная юстиция, почему православные родительские комитеты ? Почему не мочилы, не сортиры, не амфоры, не стерхи, не распилы, не второй мировой гагарин ? Почему именно дети ?
Ну что же, это так просто, что я своими словами даже и отвечать не буду.
Следите за цитатами.

— Граждане! — сказал Остап, открывая заседание. — Жизнь диктует свои законы, свои жестокие законы. Я не стану говорить вам о цели нашего собрания — она вам известна. Цель святая. Отовсюду мы слышим стоны. Со всех концов нашей обширной страны взывают о помощи. Мы должны протянуть руку помощи, и мы ее протянем. Одни из вас служат и едят хлеб с маслом, другие занимаются отхожим промыслом и едят бутерброды с икрой. И те и другие спят в своих постелях и укрываются теплыми одеялами. Одни лишь маленькие дети, беспризорные дети, находятся без призора. Эти цветы улицы, или, как выражаются пролетарии умственного труда, цветы на асфальте, заслуживают лучшей участи. Мы, господа присяжные заседатели, должны им помочь. И мы, господа присяжные заседатели, им поможем.


Из разговора с юным представителем "Реванша" выяснилось, что производство находится на полном ходу и что хозяин уже неделю не приходит. В производственном помещении комиссия пробыла недолго. Жидкость, так деловито журчавшая в клистирной кишке, по вкусу, цвету и химическому содержанию напоминала обыкновенную воду, каковой в действительности и являлась. Удостоверив этот невероятный факт, председатель комиссии сказал "гм" и посмотрел на членов, которые тоже сказали "гм". Потом председатель с ужасной улыбкой взглянул на мальчика и спросил:
- А кой тебе годик?
- Двенадцатый миновал, - ответил - мальчик. И залился такими рыданиями, что члены комиссии, толкаясь, выбежали на улицу и, разместившись на пролеточках, уехали в полном смущении.

– Хочу предложить вам, – тут женщина из-за пазухи вытащила несколько ярких и мокрых от снега журналов, – взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.
– Нет, не возьму, – кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы.


Энди сидел за столом. Тут же сидел и содержатель игорного дома. Они делили между собой кучу денег, фута в два вышиной. Куча состояла из пачек, а каждая пачка из бумажек по тысяче долларов.
- Правильно! - говорит Энди. - По тридцати одной тысяче в каждой пачке. А, это ты, Джефф. Подходи, подходи. - Вот наша доля от выручки за первый семестр во Всемирном университете, основанном с филантропической целью. Теперь ты видишь, что филантропия, если ее поставить на коммерческую ногу, есть такое искусство, которое оказывает благодеяние не только берущему, но и дающему.

Опоздавший закончить


Соев, голубчик, я уважаю вашу супругу,
я глубоко ценю её вкус, но прошу вас, посмотрите финал!
"Покровские ворота"


С творчеством гражданина Лазарчука я познакомился довольно давно, прочитав его центральный опус «Все, способные держать оружие…». Не то чтобы совсем не понравилось, но как-то вот не зацепило, хотя написано хорошо, качественно.
"Но от людей она слыхала", что читать, в общем, надо не этот романъ, а замечательную повесть «Мост Ватерлоо», которая, мол, вершина всех вершин и вообще обязанность любого культурного человека. «Мост Ватерлоо» обнаружился как в отдельном виде, так и в виде одного из рассказов в сборнике «Опоздавшие к лету», который я, чтобы два раза не вставать, решил прочесть целиком.
Нужно сказать, по результатам у меня очень сложное отношение к этому произведению. Главным образом в силу чудовищной неровности в уровнях рассказов. Ранее я с таким сталкивался только у Владимира Орлова: «Альтиста Данилова» считаю лучшим поздне-советским произведением, продолжение под названием «Аптекарь» - чудовищным графоманским бредом, а «Шеврикуху» боюсь открывать до сих пор (общее название цикла - «Останкинские истории»).
Но вернемся к опоздавшему куда-то Лазарчуку. Общая канва сборника - явно аллюзийное подражание (или продолжение ?) Стругацким, на что даже название цикла слегка как бы намекает нам. Особенно это чувствуется в главном рассказе сборника «Мост Ватерлоо» - который и начинается ничем, и заканчивается ничем, и несмотря на довольно интересное и забавное внутри - почему-то оставляет привкус безусловной вторичности. Все рассказы хоть и очень слабо (на уровне упоминаний имен собственных), но все же связаны сюжетно.
Наиболее сильный и блестящий рассказ цикла, по моему мнению - это безоговорочно «Аттракцион Лавьери» (он же и самый короткий). Очень крепок и интересен «Путь побежденных», весьма хорош «Приманка для дьявола»,  несколько слабее (из-за выпученной боевичковости и опять же псевдо-стругацкости)  «Жестяной бор».
"И их осталось двое": первый рассказ цикла «Колдун» - просто ни о чем, никаких эмоций не оставляет, более всего похож на типичное предисловие к советской книге "На nn съезде КПСС были приняты решения..." - просмотрел по диагонали и забыл. Последний же рассказ «Солдаты Вавилона» - предельно омерзителен. Психопатическо-фентезийный трэшак с тыщей картонных действующих персонажей, которые (спойлер !) к финалу этого финала сливаются всего-то в несколько сотен, с философией второго курса ГПТУ №9, крайней затянутостью и занудностью параллельно рассказаных историй (так писать модно, но нужно хоть немного уметь). И это - финал, который, кхе-кхе, раскрывает карты и подводит итоги ???!!!
Субъективно резюмируем: читать - надо, сборничек в целом весьма интересный, но заранее вырвав и уничтожив страницы с последним рассказом. Первый можно оставить - он на любителя, но последний - это из цикла "а теперь мы эту шикарную розочку украсим сверху пометом летучей мыши..."
В общем, спасибо товарищу Лазарчуку за наше счастливое Лавьери, но можно было и лучше.