пятница, 28 сентября 2012 г.

К сожаленью, день рожденья...


Евангелия ни словом не упоминают о дате рождения Христа. Поэтому ранние христиане этот праздник не отмечали. Однако со временем египетские христиане стали считать Рождеством 6 января; обычай празднования в этот день дня рождения Спасителя к IV столетию распространился по всему востоку. Но в конце III — начале IV столетия Западная церковь, которая отказывалась датировать Рождество 6 января, установила в качестве подлинной даты 25 декабря. Со временем с этим решением согласилась и Восточная церковь. В Антиохии, например, это изменение вошло в силу лишь в 375 году нашей эры.
Какими соображениями церковные власти руководствовались при учреждении празднования Рождества? Очень откровенно причины этого нововведения изложены одним сирийским автором христианского вероисповедания. «Отцы церкви перенесли празднование с 6 января на 25 декабря вот почему. У язычников был обычай того же 25 декабря праздновать день рождения солнца, в честь которого они зажигали огни. Христиане также принимали участие в этих торжествах. Когда церковные власти поняли, что христиане сохраняют пристрастие к этому празднику, они посоветовались и решили, что настоящее Рождество должно отмечаться 25 декабря, а 6 января -праздник богоявления (эпифании). Вот почему сохранился также обычай жечь свечи до 6 января». То, что Рождество имеет языческие корни, молчаливо признает Блаженный Августин, когда он увещевает братьев во Христе праздновать этот день не как язычники, то есть из-за рождения солнца, а ради того, кто сотворил солнце. Папа Лев Великий также осуждал это вредоносное суеверие — представление о Рождестве как о возрождении солнца, а не как о Рождестве Христовом.
Из этого следует, что церковь приняла решение праздновать день рождения своего основателя 25 декабря для того, чтобы перевести религиозное рвение язычников с солнца на того, кто звался Солнцем справедливости. В таком случае нет ничего невероятного в гипотезе о том, что такого же порядка мотивы могли побудить церковные власти уподобить Пасху, то есть празднование смерти и воскресения господа, празднованию смерти и воскресения другого азиатского бога, которое приходилось на то же время года. Действительно, греческие, сицилийские и итальянские пасхальные обряды удивительно напоминают культ Адониса. Я уже высказывал предположение, что церковь сознательно приспособила новый праздник к его языческому прототипу, для того чтобы завербовать для христианства как можно больше сторонников. Но этот шаг в грекоязычных областях античного мира был сделан быстрее, чем в странах, говорящих на латыни: ведь культ Адониса процветал у греков, а на Рим и на Запад вообще оказал незначительное влияние. Он наверняка не был частью официальной римской религии. Чувства римской черни завоевал не он, а более варварский культ Аттиса и Великой Матери. Между прочим, смерть и воскресение Аттиса официально праздновались в Риме 24 и 25 марта: последнее число считалось днем весеннего равноденствия, то есть днем, наиболее подходящим для возрождения бога растительности, всю зиму проспавшего мертвым сном. Если верить широко распространенному древнему поверью, крестный путь Христа также приходился на 25 марта. Некоторые христиане, не обращая внимания на положение луны на небе, регулярно отмечали в этот день распятие Спасителя. Этот обычай соблюдался во Фригии, Каппадокии и Галлии: есть основания полагать, что одно время ему следовали и в самом Риме. Так что предание, датировавшее смерть Христа 25 марта, было весьма древним и пустило глубокие корни. Это тем более замечательно, что, как показывают астрономические расчеты, оно не имело под собой ни малейшего исторического основания. Необходимо поэтому сделать следующий вывод: восхождение Христа на Голгофу было специально приурочено к этой дате, для того чтобы соответствовать более древнему празднованию весеннего равноденствия. Таково мнение весьма эрудированного историка церкви — монсеньора Луи Дюшэна; он указывает на то, что смерть Спасителя стала, таким образом, приходиться как раз на тот день, в который, по распространенному верованию, был сотворен мир. Воскресение Аттиса, который сочетал в одном лице Бога-отца и Бога-сына, официально отмечалось в Риме в этот же день. Стоит также вспомнить, что празднование дня святого Георгия в апреле пришло на смену древнему языческому празднику Парилий; что день святого Иоанна Крестителя пришел на смену летнему языческому празднику воды; что праздник Успения Пресвятой Богородицы в августе месяце вытеснил празднество Дианы; что день Всех Святых в ноябре явился продолжением древнего языческого праздника мертвых; что само Рождество Христово было приурочено к зимнему солнцестоянию, потому что этот день считался рождением солнца. В свете этих данных приобретает доказательность наша гипотеза о том, что и другое центральное христианское празднество — Пасха — по тем же причинам было приспособлено к аналогичному празднику фригийского бога Аттиса, приходившемуся на время весеннего равноденствия.

...

По свидетельству анонимного христианского автора IV века нашей эры, как христиане, так и язычники отмечали поразительные совпадения дат смерти и воскресения их богов. Это совпадение было предметом яростных споров последователей враждующих религий: язычники с жаром утверждали, что воскресение Христово является фальшивой подделкой под воскресение Аттиса, а христиане с такой же горячностью доказывали. что дьявольской подделкой является как раз воскресение Аттиса. Верх в этих непристойных, на взгляд поверхностного наблюдателя, препирательствах брали язычники, доказывавшие, что их бог, как более старший по возрасту, является не копией, а оригиналом, потому что оригинал обычно старше копии. Но христиане легко отражали этот аргумент. Пусть Христос, утверждали они, бог младший по времени, но на самом деле он старший, так как в этом случае Сатана превзошел в коварстве себя самого и обратил ход природы вспять.


Джеймс Джордж Фрезер, "Золотая ветвь"

четверг, 27 сентября 2012 г.

Личное и общественное

Вы уж извините за длину цитат, но Фрезер местами просто прекрасен:


Греческое и римское общество строилось на подчинении личного начала общественному, гражданина — государству: это ставило благополучие и безопасность государства в качестве высшего мерила поведения, превыше потустороннего (или посюстороннего) благополучия индивида. Граждане, воспитанные на этих идеалах, посвящали свою жизнь бескорыстному служению обществу и готовы были отдать свою жизнь ради общего блага. Если же они уклонялись от принесения этой высшей жертвы, им и в голову не приходило, что, предпочитая свою жизнь интересам общественного организма, они поступают как должно.
С распространением восточных религий, которые внушали мысль о том, что единственно достойной целью жизни является соединение с богом и личное спасение, а благоденствие и даже само существование государства в сравнении с ними ничего не значат, ситуация резко изменилась. Неизбежным следствием принятия этого эгоистичного и аморального учения был все возрастающий отход верующих от служения обществу, концентрация на личных духовных переживаниях и появление у них презрения к окружающей жизни, в которой они начинают видеть не более как временное испытание перед жизнью вечной. Высочайшим идеалом человека в народном представлении стал святой отшельник, полный презрения ко всему земному и погруженный в экстатическое религиозное созерцание; этот идеал пришел на смену древнему идеалу самозабвенного героя-патриота, готового пожертвовать жизнью на благо своей родины. Людям, чьи взоры были устремлены к заоблачному граду божьему, град земной стал казаться низменным и жалким. Центр тяжести, так сказать, переместился — с настоящей жизни на будущую, и, насколько от этого перемещения выиграл один мир, настолько проиграл другой. Начался процесс всеобщей дезинтеграции общества: государственные и семейные связи ослабли, общественная структура стала распадаться на составляющие фрагменты, над обществом вновь нависла угроза варварства. Ведь цивилизация возможна только при условии активного содействия со стороны граждан, при условии их готовности подчинить сбои частные интересы общему благу. Между тем люди отказывались защищать свою родину и даже продолжать свой род. В стремлении спасти свою душу и души других людей они равнодушно смотрели на то, как гибнет окружающий мир — мир, который стал для них символом греховности. Это наваждение длилось целое тысячелетие. Возврат европейцев к исконным принципам их жизненной ориентации, к трезвому, мужественному взгляду на жизнь отмечен возрождением в конце средневековья римского права, философии Аристотеля, античной литературы и искусства.


Джеймс Джордж Фрезер, "Золотая ветвь"

Я это к чему, собственно ? Тут нас многие господа уверяют, что, оказывается, никаких таких особенных гонений на религию в СССР не было, Сталин всех называл братьями-сестрами, а над Москвой в период, когда до немецких танков доплюнуть можно было, чудотворную икону самолетом летали, из-за чего наглых фрицев нашими святыми морозами отморозило.
Так вот, граждане православные сталинисты. Процитированное выше, хотя и написано совершенно по другому поводу, отражает самое фундаментальное противоречие между идеологией СССР и христианством (наиболее дремучим проявлением которого является православие). Если первое есть категорический упор на общественное благо в ущерб благу личному и максимальная самореализация для пользы обществу в этой жизни (причем, в отличие от позднего СССР с его номенклатурными дачами, во времена раннего СССР этот упор не был сугубо декларативным), то идеология христианства (православия) - ровно обратна (см. текст выше, лучше Фрезера я не скажу). Это противоречие является основным, "низкоуровневым", сущностным (прости, Ервандыч).
Поэтому, уважаемые, никакой православный СССР невозможен, равно как невозможно сладкое море. И все когнитивные диссонансы на эту тему, которыми нас в последнее время так активно потчуют, являются в лучшем случае незрелым бредом, в худшем - беспардонным враньем.
Отсюда же вытекает куча интересных "второстепенных" выводов (в частности, о прекрасной совместимости христианства с рабовладельческим и феодальным строями [во сказанул]), но это уже совсем другая история (с).

PS А цитаты из Джеймса Джоржда нашего еще будут, не сомневайтесь.

вторник, 25 сентября 2012 г.

Усадьба

Пришел спам:
Продается ДОМ и большая Усадьба прудом, лесом и большой территорией

Дом, 3 этажа, гараж, погреб, сауна, газовое отопление, канализация, водопровод, бассейн, 3 ванные комнаты, гостиные, техника, кухня, мебель. Вам нужно просто приехать и жить!
Территория участка: 84 сотки
Возле дома свой пруд 50 метров в диаметре и 4 глубиной, запущена много рыбы. Высажен сад плодовых и декоративных деревьев
Это ПРЕКРАСНОЕ МЕСТО!
Вдали от шума и городской суеты! Вы не пожалеете! Там очень хорошо! Это станет вашим РОДОВЫМ ГНЕЗДОМ!!!
Безобразие - усадьбу без крепостных продают. Какое же Родовое Гнездо без рабов ?
А то бы, конечно, дайте две.

PS Запущена много рыбы, да. Срочно сделать чукотский первым государственным !

понедельник, 24 сентября 2012 г.

Про фокусников и людей

Представим себе гипотетическую ситуацию: вы пошли на сеанс черной магии шоу иллюзиониста. Допустим, в цирк или там театр Варьете (хе-хе).
Начинается шоу, маэстро запускает на манеже/сцене некое фееричное действо, а тем временем его ассистенты бегают по залу и вытаскивают у зрителей из рук и карманов бумажники и женские сумочки, относя и складывая их в большой чемодан на сцене рядом с маэстро.
Вы, заметив такое безобразие, громко протестуете, на что получаете от фокусника примерно такой ответ:
- Граждане, вы сюда пришли смотреть на фокусы. Не следите за мной, не следите за ассистентами, следите только и исключительно за фокусом.
Какова реакция на такой наглый ответ и вообще происходящее будет у нормального зрительского зала ? Ну, зрительский зал поприличнее просто повяжет всю банду до приезда мили... пардон, полиции. Зрительский зал в провинции, как вариант, от души поколотит, вываляет участников шоу в смоле с перьями и выгонит из городка пинками.
Казалось бы, других вариантов и нет. Оказалось, есть:

Разговоры о несоответствии современной Церкви своей миссии, недостатках священников и их машинах уводят внимание человека от "креста Господня" - символа спасения этого мира и искупительной жертвы Христа, считает патриарх Кирилл.

Вот и сегодня очень многие, взирая на крест Христов, ничего не видят кроме того, что кто-то о кресте рассказывает как о некой сказке, о заблуждении или о том, что крест ничего не принес миру и что Церковь, которая призвана проповедовать о кресте миру, не соответствует этой проповеди, и священники плохие, и не на таких машинах ездят, и не то делают.

Следите за фокусом, господа, только за фокусом. Часы-квартиры главного фокусника и машины его ассистентов - не вашего ума дело, уважаемые...

PS Кстати, обратите внимание как изменилась риторика всеми нами любимого ЗАО относительно ситуации "поп на мерседесе" (в последнее время - призовая игра - он преимущественно пьян и злостно нарушает ПДД) буквально за последний месяц. Еще совсем недавно эту неудобную тему было принято обходить стыдливым молчанием, либо робко возражать, что на одного "попа на мерседесе" приходятся десятки батюшек в сельских приходах, для которых и Жигули - роскошь. Теперь жэ маэстро нам нагло говорит: поп на мерседесе - это нормально, поп на мерседесе - это вообще не вашего ума дела, захотим - и на феррари будем ездить. Не следите за феррари, следите за фокусом...