До чего ж мы любим чтобы бижутерия сияла.
Вместо девушек — секс-бомбы, вместо фильмов — сериалы!
Тимур Шаов
Но работать без подручных - может, грустно, а может скучно, -
Враг подумал - враг был дока, - написал фиктивный чек...
Владимир Высоцкий
Он был не только завхозом, но и вообще заведующим.
Прежнего за грубое обращение с воспитанницами сняли с работы и
назначили капельмейстером симфонического оркестра. Альхен ничем
не напоминал своего невоспитанного начальника. В порядке
уплотненного рабочего дня он принял на себя управление домом и
с пенсионерками обращался отменно вежливо, проводя в доме
важные реформы и нововведения.
И. Ильф, Е. Петров
Сериалы я не люблю и не смотрю. Вернее, очень редко смотрю. Не люблю я "размазывания" сюжетов по десяткам серий. Как сказал один умный человек (не помню кто) "у настоящего художника должно быть не только чувство вкуса, но и чувство меры". А тут вдруг по совету друзей приобрел автомобиль "Москвич" посмотрел сериал "Дело гастронома №1". Скажу сразу - сериал сделан хорошо. К игре актеров вопросов нет, особых ляпов в сценарии тоже, некая художественная ценность тоже, безусловно, присутствует... хотя все сильно затянуто, но см. выше. Что меня поразило - так это общий посыл, или как сейчас модно говорить, тренд этого опуса. Особенно отношение авторов к персонажам этой вовсе не вымышленной истории.
Вот про персонажей, и отношение к ним и поговорим.
Георгий Петрович Беркутов, он же Юрий Соколов (актер - Сергей Маковецкий) - директор гастронома № 1, очень хороший и добрый человек. Для того чтобы мы не сомневались, нам это часто и помногу повторяют. Я досчитал до шестого повтора, потом считать бросил. Правда, он директор московского гастронома №1 ("Елисеевский") со всеми вытекающими, а именно: номенклатурная должность, продажа "налево" излишков, получение и дача взяток, управление финансовыми потоками (разумеется, "черными") других торговых предприятий, подкуп поставщиков и т.п. глупости. Разумеется, постоянное снабжение вкусненьким любого работника аппарата подходящего уровня, включая некую Брежневу... нет, не радуйтесь, конечно не эту:
К тому же он уже "сидел" - по сериалу посадили во времена его работы таксистом за не включенный счетчик во время рейда ОБХСС (в реальной жизни т. Соколов сидел за обсчет клиента). Ну, честность и порядочность советских (особенно московских) таксистов вошли в поговорки, так что посадили, конечно, почем зазря, просто так. Но речь не об этом. Хороший, добрый человек, прекрасный многосемьянин и так далее. В конце сериала он "осознал свои ошибки и вину", а действовал нехорошо, потому что "хотел как лучше и иначе работать в торговле нельзя". Себе за все годы он взял "всего 5000 рублей" (это зарплата за 33 месяца у советского инженера "грязными", за 41 месяц "чистыми"). За 4000 рублей (26 и 33 месяца работы инженера соответственно) он "честно купил себе списанный Мерседес". Ну разумеется, как мы помним, списанный Мерседес в СССР мог пойти и купить себе любой, были бы деньги. По улицам Мерседесы так и шныряли. Вон, первый попавшийся гражданин, некто В. Высоцкий тоже ездил на старом Мерседесе (кстати, не после его ли смерти он и попал к честному директору ?) . Кроме Мерседеса, директор с птичьей фамилией отлично жрал, жил в огромной шикарной квартире, на всю катушку использовал служебное положение (что неоднократно показано) и вообще всячески страдал от своей нелегкой судьбы. Резюмируем - крайне положительный и невинно убиенный персонаж.
Скачко Павел Сергеевич (актер - Михаил Пореченков) - майор КГБ, прекрасный, самый положительный в сериале персонаж. Он искренне сочувствует преступникам, взяточникам и ворам, а после того как вышеупомянутого директора расстреляли - даже от огорчения
Различные номенклатурщики - в принципе, тоже хорошие люди. Правда, они активно предавали т. Коршунова везде где могли, но только под влиянием момента и грозившей лично им опасности. Ни одного явно отрицательного номенклатурного персонажа в фильме не выведено, да и не могло быть выведено с таким-то
Брежнев и Андропов - очень хорошие люди. Брежнев может иногда и хотел наказать зажравшихся
Торговые жулики - показаны в фильме достаточно смазанно и невнятно, обычно все их проделки немедленно оправдываются все теми же "время такое было", "иначе работать нельзя", "мы хотели как лучше" и т.п. И даже крупный вор Аримин, у которого нашли всего-то 55 тысяч долларов США (напомню, на дворе 1982й год) - так, заблудшая душа, а человек, в общем, неплохой. Без пяти минут успешный бизнесмен, опередивший свое время. Посочувствуем же и ему дружно.
Последняя серия сериала - самая эмоциональная, интересная и самая бредовая. Весьма уникален советский суд - с судьями, подсудимым, защитником, но полным отсутствием прокурора. Родственники подсудимого узнают приговор (высшая мера) на последних секундах суда из приговора, до этого никакой прокурор своих пожеланий по наказанию виновного не оглашал. И это на фоне генерала КГБ, хлопочущего чтобы "дали" всего 5 лет ? Не, ребята, курить надо бросать. Ну а в концовке авторов занесло уже по полной программе: расстрел осужденного происходит непосредственно в автозаке, причем снято это так, как будто т. Кречетова везут сразу после оглашения приговора в тюрьму Лефортово, и по дороге немедленно расстреливают. Во скорость, во оперативность советского правосудия ! Граждане, вы там в своих Останкинах совсем долбанулись ? Расстрел человека в тюремном автомобиле ? едущем по городской улице ? сразу после суда ? Я понимаю все оправдания про художественный свист, но кроме всего прочего это просто вранье: по факту приговор был оглашен 11 ноября 1984 года, приведен в исполнение - 14 декабря 1984 года, т.е. более чем через месяц. И я как-то уверен, что не в машине, не на велосипеде, и даже не в летающей тарелке (что сразу исключает 3D-версию).
В общем и целом - добавить нечего. Чудесный вор, барыга, взяточник и редицивист - главный герой. Прекрасные взяточники и нарушители законов сотрудники КГБ. Воры, бандиты и уроды всех прочих уровней, но тоже крайне хорошие. Рядовые покупатели (ВАЖНО) показаны мельком, со спины, их как бы не существует. Ну понятно - центральный московский гастроном, какие уж там покупатели. А ведь на самом деле в этот интересный всем магазин очереди должны были быть километровыми даже в отлично снабжаемой в те годы Москве. Даже если бы содержимое прилавков было хуже изображенного в
PS Долго не мог понять, зачем вставлен эпизод встречи в театре через много лет с тем самым сотрудником ОБХСС, который посадил таксиста Орлова в первый раз. Думал, просто по обыкновению тянули время - плюс один блок рекламы. Однако, теперь я понял - это едва ли не центральный эпизод эпопеи. Дело в том, что этот эпизодический работник ОБХСС, если вдуматься, получается чуть ли не единственным действительно приличным персонажем на этих километрах пленки. Человек честно сделал свою работу, во время соответствующего рейда выявил и задержал нечистого на руку таксиста. Таких проколов, конечно, съемочная группа правильной ориентации допускать не может. Поэтому в указанном эпизоде ОБХССник получает от т. Ястребова по мордасам, и при этом малодушно, жалобно и плаксиво кричит, что его начальство заставило, его бы иначе уволили, у него семья и т.п. Вот теперь картина полная - ни прибавить, ни отнять.
PPS Нет, не говно. Мне скорее даже понравилось. Снято интересно. Только надо слегка напрячь мозг и смотреть это все с нужной степенью защиты от идеологического заказа. Как и большинство современных российских сериалов, впрочем. Но мы привыкли, салют Мальчишу...
Комментариев нет:
Отправить комментарий