Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.
От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
Людмила Петрушевская, "Пуськи бятые", 1984
Ітоги подвєдьом. Упиздив тата. І мамку запиздячив з рідним дядьком.
Попиздив мєбєль ценную, герба національного хуйнув. Усюди смерть, розруха.
Лесь Подерв’янський, " Гaмлєт, aбо феномен дaтського кaцaпiзма"
Теперь, когда дело сделано и эмоции поулеглись, хочется сказать по сути этой истории. А суть этой истории, если отбросить наносные истерики, пафосную религиозность и километровую толщу вранья, заключается всего лишь в двух вопросах:
1. Технический (в данном случае - юридический аспект дела).
2. Влияние РПЦ на этот самый юридический аспект и на его результаты.
Юридический аспект
Формально тут все хорошо. Плясали героини чужого романа в храме ? Да, безусловно плясали. Должны быть за это наказаны ? Конечно должны. Должен ли степень их вины и наказание определить суд ? Всенепременно, мадам, сверх-обязательно. Попадают действия танцующих дур под определение хулиганства ? Да, попадают. Получили они законный срок по соотв. статье УК РФ ? Да, все четко по статье.
Отчего же, граждане, истерика ? Почему всяческие деятели культуры встали на дыбы ?
А истерика, граждане, вот отчего. Причиной существования юриспруденции как таковой является понятие справедливости. Справедливость первична, УК и суд - вторичны. УК и суд есть инструменты обеспечения справедливости, как молоток есть инструмент забивания гвоздей, а гвоздь есть способ скрепления предметов.
Проблема в том, что в современной России с функционированием этих инструментов существуют большие проблемы. Убийцы получают условные сроки. У мажоров после ДТП с жертвами даже не забирают права. Воры, взяточники, мошенники, вымогатели используют судебную систему (которая формально, в строгом соответствии с УК, должна их закатать, и надолго) для увеличения своих (и системы) капиталов. И т.д., и т.п.
Все это - общеизвестные факты. Бурная истерическая реакция на формально безупречный приговор "бятым" - это реакция на грубое нарушение не законности, но справедливости. Это крыса, которая давно жила в погребе и на которую хозяйка предпочитала не обращать внимания, однажды утром застуканная на кухонном столе. Это очень неприятное и болезненное коллективное четкое осознание обществом того факта, что все живут в стране, где инструменты справедливости ее не обеспечивают. Хуже того, они обеспечивают анти-справедливость, выворачивают наизнанку все интуитивные понятия о том чего человеку делать нельзя и что - можно.
За убийство - условный срок. За ДТП в пьяном виде с жертвами - оправдательный приговор. За воровство и взяточничество - еще больше денег. За хулиганство - два года колонии.
А завтра за коллективную прогулку по бульвару - пять лет ? А послезавтра за запись в бложике - семь ? А через 10 лет коллективный лесоповал просто так ? Все эти страшилки не противоречат формуле анти-справедливости. Они напрямую из нее следуют.
А вот если. Пуськам - два года. Вору и взяточнику - пять (в особо крупных - сильно больше, вплоть до китайских методов). ДТП с жертвами - семь и навсегда забыть про водительские права. Насильнику - 15. Убийце - 25 или пулю в голову. При такой реальности были бы вопросы к приговору ? Нет, при такой реальности вопросов к приговору бы не было.
Да, в Германии, Финляндии и США их бы тоже, вероятно, посадили. Но в Германии, Финляндии и США их УК и суд до сих пор являются работающими инструментами справедливости. И рискну предположить, что в Финляндии, США и Германии мы не наблюдаем таких безумных плясок именно поэтому. Ну или уж во всяком случае про них ничего не знаем - потому что там это обычная формальная текучка: хулиганки тихо сидят два года, воры - пять, а убийцы - двадцать. И это прекрасно.
Роль РПЦ
РПЦ в этой истории, заняла самую идиотскую позицию, что вообще в последнее время для нее характерно. Место преступления - православный храм. Состав преступления - оскорбление чувств православных верующих. Истцы (пострадавшие) - сотрудники православного храма и православные верующие. А в РПЦ нам говорят: нет, мы ни при чем, обвиняемых судят светские власти, их это забота.
Это самым серьезным образом напоминает мне одну всем известную историю, причем так показалось не только мне. Причем та известная история в итоге окончилась, в целом, нехорошо для "устранившейся" тогда Ц.
Речь тут даже не о милосердии, а об элементарной вменяемости церковных управленцев. После совсем недавних историй с нано-пылью, часиками, бизнесом на территории этого самого храма, авторитет (политолог бы сказал - рейтинг) РПЦ, прямо скажем, несколько пошатнулся. Ссылки на "внешних врагов" и "направленную дискредитацию патриарха" в данном случае, увы, не помогут - потому что наличие большого числа внутренних мерзавцев непременно обеспечит массу таких историй для РПЦ и в будущем (собственно, уже блестяще обеспечило). Любой вменяемый руководитель (даже патриарх) историю с бесовскими плясками воспринял бы как безусловный подарок богов (а если это он и был ? - хехе). Проявление милосердия в данном случае добавило бы много уважительных очков в церковную кружку. Какую же реакцию видели мы ? Молебен и крестный ход «в защиту доброго имени Церкви и поруганных святынь». Уважаемые шахматисты из РПЦ, я вас разочарую - это был совершенно неверный ход. Так можно и до исламского мата доиграться.
Но - спросите вы - а как же РПЦ могла повлиять на совершенно независимый суд ?
Ой мне, было бы желание. Во-первых, через обычный церковный призыв к милосердию и совершенно нормальную просьбу патриарха к суду о гуманном приговоре (ни того, ни другого - не было). Во-вторых, весь процесс был построен на показаниях потерпевших, которые безусловно вели бы себя по-другому при соответствующей позиции церкви. В-третьих, не будем лукавить, римский суд очень даже зависим от императора Тиберия. А император Тиберий - это не секрет - вполне близок с первосвященником Каифой, и регулярно прогуливается с ним по фиговому саду. Так что Каифа без проблем мог бы подать ходатайство о мягком наказании трем разбойницам, даже учитывая закон об оскорблении величества (ну уж этому величеству точно не привыкать). Тем более, что обращаться к властям по другим поводам РПЦ вовсе не стесняется.
Что в итоге ? В итоге пляшущие дуры выглядят вовсе не дурами. Они выиграли в свою политическую рейтинговую рулетку, попав прямо на зеро. Они отсидят свои два года (что-то в амнистию в данном случае я верю слабо - они же не убийцы и не насильники). Они уже "мученицы", почет и уважуха во всем мире обеспечены пожизненно. А патриарх - что патриарх ? Ему сейчас участвовать в увлекательных разборках с пьяными коллегами на элитных авто. Ударим, как говорится, молебном и крестным ходом по автопробегу.
Аминь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий