вторник, 15 января 2013 г.

Об оптимизме

Из вышесказанного нетрудно догадаться, почему первобытный человек так стремился отведать мяса животного или человека, который казался ему священным: ведь через это мясо он становился обладателем качеств и способностей съеденного бога. Что же касается бога хлеба, то зерно является его плотью, так же как кровью бога виноградной лозы является виноградный сок. Другими словами, вкушая хлеб и выпивая вино, люди в прямом смысле слова причащаются телом и кровью бога. Из этого следует, что питье вина во время обрядов бога виноградной лозы, хотя бы того же Диониса, является не простым оргиастическим актом, а таинством. В истории человечества наступает, однако, эпоха, когда людям здравомыслящим уже трудно представить себе, как это другим людям, находящимся в здравом уме, могло казаться, что, съедая хлеб и выпивая вино, они питаются кровью и плотью бога. «Когда мы называем хлеб Церерой, а вино — Вакхом, мы, — пишет Цицерон, -употребляем не более как общеизвестные риторические фигуры. Или вам на самом деле кажется, что на свете есть человек настолько безумный, чтобы искренне верить, что употребляемая им пища является богом?»


Джеймс Джордж Фрезер, "Золотая ветвь"

Нельзя не заметить, что у уважаемых философов Цицерона и Фрезера были неоправданно оптимистичные представления насчет безумия и здравомыслия. Равно как и то, что в общем, за прошедшие 2000 и 120 лет соответственно изменилось очень немногое...

PS Для неосведомленных: камрад Цицерон, описывая причастие "кровью и плотью" бога, вовсе не имел в виду ту религию, о которой все подумали. Ибо имел несчастие отойти в мир иной лет где-то за 50 до рождения ее основателя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий